На Рогожском открылась выставка, посвящённая старообрядчеству в Уганде
3 мая на Рогожском открылась выставка, посвящённая старообрядчеству в Уганде. Христианство стало проникать в эту страну с конца XIX века. По словам временного поверенного Уганды в России, оно принесло просвещение, образование, укрепление традиционных ценностей. В частности, начало изживаться многоженство. Уганду называют «жемчужиной Африки». В 1962 году страна обрела независимость. Своей открытостью и искренностью угандийцы близки к русским. На государственном уровне здесь отмечается память угандийских мучеников.
В последние десятилетия старообрядчество удивляет сюрпризами. Одними из самых оригинальных и даже экзотических является появление на Африканском континенте старообрядческих приходов.
Диапазон реакций среди старообрядцев по этому поводу: от растерянности до восторга. Идут споры по поводу того, каким будет будущее старообрядчества в Африке. Одни выступают за то, чтобы всё было как в России, кроме, разумеется, чёрного цвета кожи, другие – за широкое разнообразие культурных традиций.
На мой взгляд, оптимальным является средний вариант – максимально близко, но очень тактично и деликатно подвигать местных аборигенов – неофитов к восприятию русских традиций. Ведь, по существу, русская культура и традиции, например, в молитвенной одежде старообрядцев (в косоворотках с поясами у мужчин, сарафаны с платками под булавку), имеют явное помазание свыше. Русские традиции имеют не только ограниченный, узконациональный характер, но являют собой нечто большее – как и вообще Русская идея, которая, по словам Достоевского, имеет универсальное всечеловеческое значение.
Надо заметить, что африканский успех Русской Православной Старообрядческой Церкви не был обусловлен какими-то преднамеренными усилиями с её стороны, плодом многолетней пропаганды.
На мой взгляд, рост количественных параметров РПСЦ, сравнительно скромных по сравнению с РПЦ, но на высоком уровне самоотдачи и жертвенности в плане отправления богослужений, привёл к неожиданным качественным скачкам, одним из которых было появление нескольких старообрядческих приходов в Уганде.
Интуиция подсказывает, что Угандой всё не закончится и процесс распространения старообрядчества на чёрном континенте продолжится.
Нахожусь под впечатлением от недавнего посещения мною загородного домика старообрядческого митрополита Корнилия. Конечно, не обо всём увиденном и услышанном получилось написать.
Например, о прогулках старообрядческого иерарха в близлежащем лесу или о его лыжных пробежках в одиночестве или с сотрудниками. Телевизора в его доме нет, но, несмотря на это, он в курсе событий. Регулярно, как я понял, слушает радио, например, программу Сергея Михеева.
Надо сказать, что митрополит Корнилий неплохой организатор, видимо, сказывается опыт гражданской жизни. Как известно, он 35 лет проработал на литейно-механическом заводе в Орехово-Зуево. Последние годы работы он был там начальником ОТК. Стиль проведения им мероприятий, что называется, классика жанра: вступление, заключение, предоставление слова участникам мероприятия, комментарии по поводу некоторых из них. Мне по его предложению на различных старообрядческих мероприятиях довелось выступать десятки раз.
«Чего Вам там не хватало?» — спрашивали меня прихожане. Ну, может быть кота, желательно сибирского. Чтобы он, сидя на подоконнике с грустью глядя в окно, ждал бы хозяина. И чтобы умел делать стойку, принимая пищу из хозяйских рук. Обратило на себя внимание причудливое сочетание архаики (сундуки с ковкой, лапти, старинная посуда) с современностью (палки для финской ходьбы, автоматический люк, ведущий на 2-й этаж, барельеф с изображением футбольного мяча и подписью: «Орехово-Зуево – родина футбола». Митрополит является почетным гражданином города Орехово-Зуево).
Через день, в канун праздненств у старообрядцев, посвященных распечатыванию алтарей, в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова состоялся концерт «Древнерусское певческое искусство: знаменное пение».
До революции это учреждение именовалось училищем, а после – «пролетарскими курсами». По словам директора Академии И.И.Глазунова, сына Ильи Сергеевича Глазунова – знаменитого русского художника и выдающегося русского патриота, здесь хранятся традиции классической русской школы. Кстати, корни Глазуновых восходят к старообрядцам из Иргиза.
Несколько раз письменно и устно я был приглашён на этот концерт — пришлось мобилизовать себя, преодолевая затянувшееся недомогание. Вместе со мной в качестве второго приглашённого лица на концерте был православный диакон из Голландии, заинтересовавшийся древним чином. После трапезы по окончании концерта я представил его митрополиту так: «летучий голландец», потомок ван Гога.
В программе концерта выступление старообрядческого мужского хора «Параклит» и Ржевского старообрядческого хора. Старообрядческие хоры выступали на разных площадках столицы: в Доме музыки, Галерее Шилова и др., и вот, на сей раз, в Академии Глазунова.
Ржевский хор звучал превосходно (вообще, в Ржеве образцовый старообрядческий приход). Однако, по словам одного участника вечера, не хватало пасхальной радости (возможно, по причине того, что они выступали не в храме). Когда на сцену вышли певцы «Параклита», я сначала несколько опешил – ну вылитые стрельцы в кафтанах эпохи Иоанна Грозного. Казалось, что раздастся крик из известного советского культового фильма: «А царь-то не настоящий».
Выступление «Параклита» (в основном, певцы из Ростова-на-Дону) было ещё более впечатляющим. Прозвучали – Большой знаменный, демественный и другие распевы, духовный стих. Красиво прозвучали стихи полиелоса на сербском языке.
Я подумал: «Как хорошо было бы, если бы недавно побывавший в России Сербский Патриарх Порфирий выразил бы глубокое сожаление по поводу действий своего предшественника Патриарха Гавриила в середине XVII века, приведших к трагедии церковного Раскола».
Песнопения в стиле раннего многоголосья не впечатлило. Нам с о. Иоанном Миролюбовым, руководителем Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, не хватало пения в наонной традиции.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России